Цвет и аромат меда зависят от различий в составе нектара. Наибольшее влияние, по-видимому, оказывают свойства почвы, на которой растут медоносы, а также продолжительность взятка или количество выделяемого растениями нектара. Как правило, мед бывает более светлым при обильном медосборе и более темным, если нектар выделяется в меньшем количестве. Чем темнее мед с данного растения, тем сильнее его аромат, и наоборот. Аромат меда и его окраска тесно связаны в нектаре. Эта же связь сохраняется при последующей обработке и хранении меда. Так, многие факторы, изменяющие окраску меда, воздействуют также и на его аромат (например, подогревание для предупреждения кристаллизации). В свою очередь, кристаллизация часто сопровождается брожением, если дрожжи не были уничтожены при нагревании или были случайно внесены в мед позднее. Наибольшее влияние на окраску меда оказывает чрезмерное нагревание его и хранение при высокой температуре. Мед изменяет окраску также в результате загрязнения, использования некоторых емкостей и крышек. См.   Действие  нагревания на мед.

Потемнение меда

Чтобы пастеризовать мед (уничтожить дрожжи, вызывающие брожение), достаточно выдержать его 30 минут при 63°. Однако при этой температуре не расплавляются все кристаллы глюкозы, которые могут стать центрами образования новых кристаллов. Обычно для предупреждения кристаллизации рекомендуется выдерживать мед при помешивании в водяной бане с температурой 71° в течение 30 минут. «Некоторые утверждают, что такая температура слишком высока, что она изменяет окраску, вызывает утрату аромата и вкуса меда. Однако при осторожном нагревании меда в закрытой посуде в водяной бане и при постоянном размешивании, качество меда почти не ухудшается. Если же мед выдерживать при 80—82° в течение 30 минут, в значительной степени теряется аромат, а отчасти изменяется и его цвет. Однако более сильное изменение цвета происходит в результате длительного хранения меда при слишком высокой температуре.

Крайне важно не допускать попадания кристаллов глюкозы в свежесобранный мед. Прежде всего надо использовать соты на новой вощине или же соты для центробежного меда, из которых пчелы в предыдущем году полностью выбрали мед. Ни в коем случае нельзя смешивать рамки для центробежного, меда с рамками, взятыми из кормового корпуса, где они находились предыдущей зимой. Все резервуары и посуду для хранения меда нужно хорошо вымыть. При этом следует тщательно промыть все трещины и щели, в которых могут скопиться кристаллы.
Желательно для каждого сорта меда установить температуру, необходимую для предупреждения кристаллизации. Обработанный мед процеживают, разливают в банки в горячем виде и немедленно закупоривают, чтобы в него не попали кристаллы глюкозы и дрожжевые грибы. Так как длительное нагревание вызывает потемнение меда, его следует как можно скорее охладить. Нельзя устанавливать банки с неостывшим медом в картонные коробки и ящики, а последние складывать в штабеля. Установлено, что в штабелях тепло может сохраняться до 30 дней.

Многие пчеловоды, хранившие некоторое время образцы меда, замечали, что продукт постепенно темнел, его вкус изменялся. Такое ухудшение качества меда объясняется высокой температурой его хранения. Частично оно может обусловливаться высокой температурой при обработке. Рамсей (1923) отмечал, что черную окраску меда, хранившегося в жестяной посуде, вызывали таннаты железа. Начиная с 1931 г. о потемнении, а также потере вкуса и аромата меда при хранении его в условиях высокой температуры стали сообщать многие авторы. Путем наблюдений в университете штата Иллинойс было установлено, что потемнение происходит особенно сильно при 36°, то есть при температуре, которая бывает довольно часто в некоторых помещениях для обработки меда в июле, августе и сентябре. В одном из опытов образцы меда хранили при температуре от 13° до 27° (с интервалами 2,8°) в течение 168 дней. При температуре до 21° наблюдалось незначительное усиление окраски меда. Выше 21° окраска меда быстро изменялась с повышением температуры хранения. Для определения интенсивности окраски применяли прибор Фунда.

В течение первых 133 дней хранения при 36° степень изменения окраски была прямо пропорциональна сроку хранения; суточное изменение окраски по прибору составляло 0,4 мм. Это говорит о важности температурных условий, которые нужно учитывать при проектировании помещений для обработки меда. В следующие 190 дней потемнение шло медленнее (по прибору 0,15 мм в сутки). В этом опыте было установлено также, что нагревание или хранение меда при высокой температуре вскоре после откачки не вызывает потемнения его в последующий период; наоборот, даже, замедляет потемнение. Это противоречит ошибочной точке зрения о том, что высокая температура обработки меда усиливает его окраску во время хранения. Наблюдения за образцами хорошо профильтрованного меда промышленного розлива и обычными образцами нефильтрованного меда показали, что между окраской обоих типов образцов после хранения их в течение 2 лет и 9 месяцев не было существенного различия. Образцы фильтрованного и нефильтрованного меда при хранении в темноте становились более темными, чем образцы, хранившиеся на свету, но не на солнце. Это говорит о том, что мед выцветает на свету. За 2-летний период окраска образцов меда, стоявших в темноте, усилилась на 2,99 единицы цветовой шкалы, а образцов, стоявших в незащищенном от света месте,— только на 1,90 единицы. В то же время потемнение меда при нагревании его в течение 30 минут при 82° составляет только 0,74 единицы, а образца, выдержанного при 63° в течение 30 минут,— 0,31 единицы.

Мед темнеет, если он находится в плохо вылуженных или недостаточно оцинкованных баках илн чанах с железной арматурой. Потемнение может вызвать черная водянистая масса, образующаяся у краев запечатанных жестяными крышками стеклянных банок с медом. Этот вид изменения окраски меда можно отличить от потемнения, вызываемого повышенной  температурой   при   хранении, так как в последнем случае весь, образец темнеет равномерно. Линн, Эиглис и Милум считают, что потемнение меда обусловливается следующими химическими причинами: образование аминокислотного альдольного соединения; б) реакция таниатов н других полифенольных веществ с железными солями и в) неустойчивость фруктозы. Последний фактор, По-видимому, играет первостепенное значение. В противоположность другим авторам Лянн, Эиглис и Милум придерживаются точки зрении, что коллоиды меда играют незначительную роль в процессах, вызывающих потемнение меда при хранении.

Потемнение меда

About The Author